Сто двадцатый день войны

Greatwarchannel
3 min readJun 27, 2022

Лорд-Адмирал продолжает наблюдения с мостика и нам не пристало отмалчиваться.

Все сказанное ранее остается в силе. Для тех, кто пропустил напоминаем ссылки на

Часть-1. Первый месяц

Часть-2. 100 дней

Что хочется добавить:

1. Затяжной характер войны пока под вопросом. Главный фактор тут наличие военной промышленности. У России она есть, у Украины нет.

Дальше многое зависит от западных решений. Готовы ли они брать на себя вооружение, обучение и снабжение украинской армии целиком (от подштанников до табака), учитывая, что их собственная промышленность к «Материальшлахту» пока совсем не готова? Сомневаемся.

На носу противостояние в Индо-Пацифике и американцы уже вставали перед сложным выбором — поставлять гаубицы М109 Украине или Тайваню. При том, что именно Индо-Пацифика на ближайшую перспективу волнует США значительно больше, чем европейские разборки.

2. Все идет к тому, что бои в урбанизированной местности станут если не главным, то одним из основных видов общевойскового боя. А раз так, ему надо учиться причем, в идеале, всем.

Здесь мы еще раз подчеркнем, что требуется именно всеобщее обучение, а не формирование аналогов ШИСБров, что есть, по сути, путь к созданию еще нескольких элитных подразделений. Это если абстрагироваться от факта, что роль и эффективность ШИСБР, мягко говоря, сильно мифологизирована.

Urban warfare это для всех, значит и учиться нужно всем.

Что нужно делать? Начать можно с обустройства современных полигонов, хотя бы по одному на округ, способных принять мотострелковую бригаду с техникой и оснащенных «городской» инфраструктурой. Одно- и многоэтажной застройкой, киллхаусами, имитациями метро и подвалов, путепроводов, городских кварталов и прочая, и прочая. И затем через «городские» тренировки прогнать всех сухопутчиков в порядке ротации.

Дорого? Да, дорого. Деньги можно позаимствовать у ВДВ.

Почему так? Потому, шансы увидеть высадку десанта со штатной техникой у нас минимальные. А по итогам этой войны и вовсе уйдут в отрицательные. Скорее «голубые береты» со всей своей недешевой парашютной подготовкой окажутся в городе в роли обычной мотопехоты, как оно уже не раз бывало.

А вот городские бои — это новая реальность, чем ближе к 2050, тем этой реальности будет больше.

И, кстати, а где там все наши бригады штурма и разграждения?

3. Про медийную логику действий украинского руководства мы уже писали в «Сто дней», а наши коллеги из Greatwarchannel подробно разбирали тактические изобретения артиллерии времен Великой войны.

Но через месяц после описанных в «Сто дней» событий нельзя не отметить, что украинская сторона продолжает упирать в «медийщину», что, очевидно, влияет и на чисто военные решения.

Мотивы Киева понятны: от картинки «стойкого сопротивления», транслируемой на Запад, напрямую зависит характер и объемы военных поставок.

Но «на земле» это выливается, например, в приказы «ни шагу назад» и маниакальное пропихивание новых и новых резервов в полукольцо против устоявшегося (!) фронта с мощной артиллерийской группировкой. Сюда же отнесем и маниакальные попытки что-то намутить вокруг острова Змеиный и попытки пойти в контрнаступ “для позитивной картинки”.

4. Согласимся с тезисом про недоукомплектованные армейские формирования.

Отдельно отметим, что им не хватило не только людей, но и техники, причем даже для элитных вэдэвэшников. Все же видели в хронике обычные, без буковки БМД-2? Ну вот. Между тем разговоры об их модернизации до уровня БМД-2М ходят с 2016–17, если не раньше.

5. Человеческий фактор. Лорд-Адмирал совершенно верно отметил нехватку людей, но мы еще раз подчеркнем, что в современной войне нужны не просто люди, а обученные специалисты, которые получаются из качественного «человеческого материала».

Как бы очевидно это не звучало, но даже самые современные вооружения бесполезны без обученных специалистов. Обучение требует времени и денег. Просто наклепать побольше ударных БПЛА, «Армат» и «Коалиций» не получится. Это тропой мы уже ходили в годы ВОВ и в результате несли колоссальные и часто ненужные потери.

Так что, как бы не хотелось иного, но эту войну придется довоевывать на том, что есть, плюс небольшое количество специалистов, переученных на новое.

За примерами новых вооружений в неумелых руках далеко ходить не надо. Только американцы поставили украинской армии более 6500 ПТРК 3-го поколения «Джавелин». Оружие есть, его действительно много, а существенных преимущества на поле боя оно не дало. Почему? В том числе, потому, что пользоваться им нужно учиться.

И напоследок отметим, что возможности существующего парка бронетехники возможно повысить при помощи, опять же, существующих или не слишком затейливых полевых модернизаций.

--

--

Greatwarchannel

Пишем разное о Первой мировой и не только!